Кадетские классы

В ЗАТО Озёрный до 2007 года не было опыта организации деятельности кадетских классов по системе полного дня, позволяющей реализовать не только программы основного общего образования, но и дополнительные специализированные программы и целенаправленную воспитательную работу. С этой целью и была разработана образовательная программа, позволяющая вести образовательный процесс в течение целого дня в единой системе.

Программа разработана с учетом того, что кадетское воспитание – система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий, как долг, честь, порядочность.

В нашем городе базируется Режицкая Краснознамённая ракетная дивизия, способная полноценно выполнять шефские функции. В организации образовательного процесса так же мы сотрудничаем с полицией, ОАО «Спецтехника», службой СПЧ № 50, детской юношеской спортивной школой, центром развития детей и юношества, Советом общественности ЗАТО Озёрный. Кроме того, для всестороннего развития воспитанников предусмотрены занятия спортом, танцами, психологией и этикой, основами информатики и вычислительной техники, музыкой, изучение традиций российской культуры, организуемые за счет кружковой и внеурочной деятельности.

Воспитательная программа рассчитана на один год.
Программа ежегодно обновляется в целях уточнения рабочих программ, учёта особенностей подготовки кадет, а также внесения других необходимых корректив.


Цель программы: систематизация воспитательной работы кадетских классов полного дня пребывания.


Цель воспитательной работы: формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности, дисциплинированности.
Для достижения этой цели в ходе воспитательного процесса выполняются следующие задачи:

  • создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадет, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;
  • система взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время, подчиненной понятиям дисциплины и организованную в строгом соблюдении не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами, с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
  • привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии и возвышении чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;
  • учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника, позволяющий создавать оптимальные условия развития верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей; утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа военной, службы;
  • создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в труде во имя его процветания;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

В основу формирования модели гражданско-патриотического воспитания в кадетских классах ЗАТО Озёрный положена организация государственной системы патриотического воспитания. К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях; массовая патриотическая работа; деятельность средств массовой информации, направленная на освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Гражданско-патриотическое воспитание понимается как деятельность, объединяющая граждан, общество и государство вокруг нравственных и общих для всей страны базовых ценностей, гражданских идеалов.
Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены учащиеся. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование и развитие личности в коллективе и через коллектив. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания

Компоненты модели гражданско-патриотического воспитания в условиях кадетского образования:

  • Гражданско-патриотический компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
  • Военно-патриотический компонент: формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Героико-патриотический компонент: пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  • Духовно-нравственный компонент: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.
  • Историко-краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  • Социально-патриотический компонент: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Спортивно-патриотический компонент: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
    Предполагается формирование следующей модели выпускника кадетского класса как образованной и социально-активной личности:
  • Наличие глубоких знаний в пространстве федеральных стандартов образования и дополнительных образовательных программ и способность их эффективно и самостоятельно применять в жизни; сформированность ключевых компетентностей в предметных областях, коммуникативной и деятельностной компетентности.
  • Способность проявлять приоритетность общественно-государственных интересов над личными;
  • Лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
  • Восприятие патриотизма, преданности своему Отечеству как естественного духовного состояния;
  • Самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
  • Гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
  • Социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
  • Способность к эффективному управлению, как отдельными людьми, так и коллективами любого уровня и структуры.

Огранизация воспитательного процесса

В школах воспитательная работа ведётся в соответствии с воспитательными программами, целью которых является: воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.


Воспитательная программа кадетского класса реализуется с учетом основных принципов кадетского воспитания, начиная с 7 класса.

Руководство образовательным и воспитательным процессом в кадетском классе школы первой половины дня пребывания в школе, повседневной жизнью и деятельностью кадет осуществляет директор школы через руководство школы и педагогических работников. Непосредственными организаторами образовательного и воспитательного процесса в кадетских классах школ, их деятельности являются классные руководители. Во второй половине дня организацией образовательного и воспитательного процесса руководит муниципальный координатор кадетских классов. Непосредственными организаторами являются муниципальный координатор и воспитатели кадетских классов.
Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на воспитателей кадетских классов и классных руководителей. Учащиеся кадетского класса пользуются всеми правами в общеучебном пространстве школы, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы, также на них возлагаются общеучебные обязанности.

В системе самоуправления кадетского класса помимо общепринятой в школе структуры вводится должность заместителя командира взвода и командиров отделений.
Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во взаимоотношениях учащихся кадетского класса, руководства школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Устава Вооружённых Сил Российской Армии.
Учащиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в первой половине дня и в ЦРТДиЮ во второй половине дня. Они обязаны прибывать в школу и убывать из ЦРТДиЮ своевременно в точно обозначенное время.

Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливают директор школы и муниципальный координатор на весь учебный год.

Для кадет в период нахождения в школе обязательно ношение установленной руководством школы по согласованию с отделом образования, Советом школы и родительским собранием, формы одежды.

Положение о кадетских классах ЗАТО Озёрный Тверской области.pdf

Учебный план занятий второй половины дня кадетских классов МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерныйpdf

Воспитательная программа кадетских классов МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный pdf