Кто такой логопед

Гаврилина Ирина Юрьевна



В помощь родителям

Здесь я постараюсь собрать статьи, советы и рекомендации для родителей, где будут освещены ответы на вопросы, с которыми чаще всего приходят родители к учителям-логопедам.

Логопед – кто это?

Часто приходится повторять: Речь – это то, что делает человека человеком.
Кто же – этот специалист в области, данной Творцом из всех Его созданий только человеку – в области РЕЧИ.
Дефектология, включающая в себя логопедию, сравнительно молодая наука и во многом  – таинственная. Греческие слова: logos – слово и paideia – воспитание – дали название этой прекрасной науке, науке о речи.
Логопеда /логотерапевта/ можно, не боясь ошибиться, назвать врачом, хотя готовит логопедов педагогический институт.

Это – доктор, использующий вместо таблеток – гимнастику и упражнения;
Вместо уколов – интуицию и тонкое, совершенное знание законов речи и современного русского языка.
Это – доктор, обладающий прекрасной дикцией вместо хирургических инструментов.
Доктор, имеющий красивый голос и умеющий им владеть.
Доктор, лечащий таинственные зоны человеческой речи.
Доктор, который должен переделать привычки мозга;
Он должен точно знать строение и оттенки каждого звука речи;
Он должен обладать искусством красноречия, убеждения, разъяснения.
Доктор, в полной мере использующий педагогические и психологические знания и навыки.
Доктор, улучшающий вашу внешность без хирургии и химии.
Доктор, избавляющий от переживаний и комплексов, мучающих вас частенько.
Доктор, с помощью которого узнаёшь: что такое жить, пользуясь ясной и чистой дикцией.
Логопед – это доктор, лечащий слово – словом

Логопедический массаж

Логопедический массаж лица и языка
Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры
Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа
Массаж язычной мускулатуры

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание.

В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.
Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.
Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. 
Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики, значит и произношения.
В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.
Предлагаем Вам ознакомиться с видеоматериалом о логопедическом массаже.

 

Тест для родителей: Когда идти за помощью к логопеду?

Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду.

 В 3 месяца ваш ребенок:

  • Вздрагивает при внезапном звуке?
  • Умеет издавать звуки?
  • Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?
  • Улыбается вам в ответ?
  • Узнает голос матери?

В 6 месяцев ваш ребенок:

  • Поворачивается на звук?
  • Издает несколько разнообразных звуков?
  • Подражает и повторяет свои собственные звуки?
  • Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?
  • Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?

Артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.