Дополнительное образование
Дополнительное образование является частью системы непрерывного образования и способствует решению жизненно важных проблем; организация досуга, формирование коммуникативных навыков, выбору жизненных ценностей, саморазвитию и саморегуляции, профессиональному самоопределению учащихся.
Дополнительное образование в МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Озерный Тверской области осуществляется в целях единого образовательного пространства учреждения, повышения качества образования и воспитания, формирования социально активной, творческой, всесторонние развитой личности. Система дополнительного образования создана для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 7 до 18 лет в их свободное время.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный осуществляет обязательное ознакомление всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и др.) с образовательной программой образовательной организации, в том числе учебным планом внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный представлена следующими направлениями работы:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- общекультурное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов МБОУ СОШ № 1:
- кружок «Крепыш»;
- занятия в оздоровительной группе в бассейне;
- «Информационная азбука»;
- «Я – гражданин России»;
- «Младший школьник - юный исследователь»;
- «Школа развития речи»;
- «Школа экологии»;
- «Этика и этикет»;
- «Весёлая мастерская»;
- «Юный умелец»;
- «Белая ладья»;
- Спортивный клуб « СКиМ»;
- Для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата занятия в ЛФК;
- Еженедельно проводятся библиотечные уроки;
Целью курсов «Крепыш», занятия в оздоровительной группе в бассейне, в ЛФК является воспитание у обучающихся нравственного и эмоционально-ценностного позитивного отношения к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру; стремления к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению; привитие интереса к возможностям своего организма, к физической культуре и спорту, знакомство с национальными спортивными играми.
Целью курсов «Этика и этикет», «Школа развития речи» является развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни, культуры речи; воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; формирование устойчивого интереса к традициям и культуре своего народа.
Целью курса «Школа экологии» является приобщение детей к экологической культуре, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.
Целью курса «Я – гражданин России» является формирование у обучающихся ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому; уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, самосознания гражданина Российской Федерации, осознание единства прав и обязанностей гражданина России; бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; готовности к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности; активной жизненной позиции; ценности свободы, других ценностей демократического общества.
Целью курса «Младший школьник – юный исследователь» является выявление и развитие природных задатков и способностей исследователя, обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований, формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска, формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Целью курсов «Весёлая мастерская», «Начальное техническое моделирование» является овладение навыками конструирования, моделирования, развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла и т.д.
Целью проектной деятельности в рамках изучения предметов математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и в соответствии с планом воспитательной работы, является развитие познавательной активности обучающихся, вовлечение в социально-значимую деятельность, выявление и развитии способностей лидера и других способностей, способствующих успеху в общественной деятельности, в том числе и в работе органов ученического самоуправления.
В школе осуществляются следующие проекты:
- «Я – гражданин России»
- «Здоровье на «5»
- «Традициями сильны»
- «Мы – звёзды»
В начальной школе:
- Проект «Радость малышам» – проект предполагает организацию помощи муниципальным дошкольным образовательным учреждениям в рамках операции «Радость малышам», (уборка территории, изготовление необходимых поделок, проведение «Весёлых стартов», показ сценок и т. п. по запросу детских садов) как средство воспитания чувств и этического сознания обучающихся по отношению к младшим и сверстникам.
- Исследовательская работа «Моё здоровье», целью которого является активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
- Проект «Цветы для мам», цель которого – вырастить самостоятельно в подарок цветы к Международному женскому дню, вести исследовательскую деятельность, что способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
- Проект «Школа», цель которого – выяснить, что такое школа, какой она может быть, какой была раньше, какой может стать в будущем, развивать способности детей к наблюдению, анализу, умения выделить главное, работать с информацией, презентовать свой проект.
- Акция «Память», цель которой познакомить с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, вызвать уважение к защитникам Родины.
В школе реализуются следующие целевые программы:
- Программа интегрированного образовательного курса «В этом загадочном мире...», авторы: учитель высшей категории Кузьмина Т.Н., учитель высшей категории Ушакова О.В., учитель высшей категории Евграфова Н.В.
- Программа работы школы лидеров в рамках детской организации начальной школы МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный «Солнечный мир», /автор Сташкова Н.П./
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Большие возможности для реализации творческой индивидуальности личности обучающегося в коллективе открываются в процессе активных разнообразных форм воспитательной деятельности в рамках детской организации «Солнечный мир», вся работа которой строится согласно положению о школьной детской организации начальных классов МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озёрный Тверской области
Организация внеурочной деятельности обучающихся выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения и учреждений социума.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в учреждении использована оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и учреждений социума).
Основой модели организации внеурочной деятельности обучающихся является работа группы продленного дня. Группа продленного дня создает благоприятные условия для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех ресурсов предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники. В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе. Занятия кружка «Информационная азбука» проводятся в ИЦШа, «Крепыш» организованы на базе малого спортивного зала, занятия по лечебной физкультуре проводятся в кабинете ЛФК, занятия в оздоровительной группе по плаванию в бассейне Дворца спорта, кружки «Весёлая мастерская», «Юный умелец», «Начальное техническое моделирование» проводятся на базе ДЦРТД и Ю.
Программы внеурочной деятельности для обучающихся 5–11 классов МБОУ СОШ № 1:
1.Спортивно-оздоровительное направление.
Оно представлено деятельностью школьного спортивного клуба «СКИМ» (спортивный клуб имени Митрошина). Программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья, освоение личностной и социальной позиции учащихся, а также заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, формированию лидерских качеств. Данная программа, является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, а также формированию личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
2. Духово-нравственное направление представлено работой Клуба любителей истории и кружком «Истоки».
Программы призвана расширить представление учащихся о истории родного края, , раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, формировать культуру чувств, общения.
Программы содействуют адаптации детей с внешним миром, социализации, воспитанию коммуникативных способностей, формированию эмоционально-ценностного отношения к истории, современной жизни, способствуют духовному обогащению. Деятельность педагогов направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
3. Социальное направление представлено программой кружка «Юные инспектора дорожного движения» .
Программа направлена на охрану жизни и здоровья юных граждан, защиту их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи:
- Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися и углубление их.
- Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
- Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
- Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
- Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения
- Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
4. Общеинтеллектуальное направление представлено программами: «Путь в неизведанное», «Робототехника», «Компьютер и я».
Программа кружка «Путь в неизведанное» предназначена для обучающихся интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа кружка «Компьютер и я» является одним из механизмов формирования творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе, формирует мышление современного человека, основанное на развитии логики с использованием современных компьютерных технологий.
Основная задача программы – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Целями программы являются:
- выявление и развитие способностей детей, включая творческие способности к разным видам деятельности;
- расширение теоретических знаний по данному направлению;
- выработка у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием;
- участие школьников в различных мероприятиях и научно-практической работе в школьном научном обществе;
- создание условий для развития творческой деятельности молодого исследователя.
Программа кружка «Робототехника» направлена на:
развитие творческих и научно-технических компетенций обучающихся в неразрывном единстве с воспитанием коммуникативных качеств и целенаправленности личности через систему практикоориентированных групповых занятий, консультаций и самостоятельной деятельности воспитанников по созданию робототехнических устройств, решающих поставленные задачи.
Задачи программы:
- развивать научно-технические способности (критический, конструктивистский и алгоритмический стили мышления, фантазию, зрительно-образную память, рациональное восприятие действительности);
- расширять знания о науке и технике как способе рационально-практического освоения окружающего мира;
- обучить решению практических задач, используя набор технических и интеллектуальных умений на уровне свободного использования
- формировать устойчивый интерес робототехнике, способность воспринимать их исторические и общекультурные особенности;
- воспитывать уважительное отношение к труду.
5. Общекультурное направление представлено программой: «Школа лидера». Основной целью программ общекультурного направления является раскрытие новых способностей учащихся.
Целью программы является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих возможностей.
Задачи:
- Развивать творческие и организаторские качества личности;
- Повышать навыки цивилизованного общения, работы в команде;
- Формировать в общественном сознании учащихся школы понятия о лидере как о человеке, обладающем лидерскими качествами и берущем на себя особую ответственность.
Организация внеурочной деятельности.
После окончания учебных занятий (от 5-ти до 6-ти уроков в зависимости от расписания уроков на определённой параллели) и до начала занятий внеурочной деятельности организуется перерыв 45 минут. Затем учащиеся отправляются на занятия по внеурочной деятельности (от 1 до 3 занятий в зависимости от общего количества часов внеурочной деятельности и необходимости разгрузки последующих учебных дней)
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса.
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в школе оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.
Учет занятости обучающихся во внеучебное время, в том числе учет посещения занятий внеурочной деятельности и учет посещения занятий в организациях дополнительного образования, спортивной школе, музыкальной школе и ЦРТДиЮ., осуществляется классными руководителями. Классный руководитель составляет индивидуальный план внеурочной деятельности на каждого ученика и фиксирует его в «Карте учёта посещаемости занятий внеурочной деятельности»
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования количество часов внеурочной деятельности сокращается.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.
Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией..