Надо ли учить детей читать до школы

Уметь читать до школы– хорошо это или плохо? Умение читать для первоклассников – это «плюс» или «минус» для успешности его обучения? Этот вопрос дискуссионный, часто обсуждаемый в психолого-педагогической теории и практике. В обществе бытует достаточно распространенное мнение о том, что ребенок должен пойти в школу уже читающим. Родители зачастую гордятся рано начавшим читать ребенком. Более того, ряд школ выдвигают это условием для поступления в первый класс, и это является совершенно неправомерным.
Программа дошкольного обучения и воспитания также не предполагает обязательного обучения навыку чтения как в предшкольный период, так и на более ранних этапах.
Указания на обязательное наличие умения читать не встречается ни в психологической теории, ни в официальных документах.
Более того можно уметь читать, но не быть готовым к школе.
Готовя ребенка к школе, необходимо обращать внимание на определенный уровень развития речи, говорить о развитии фонетико-фонематического слуха, восприятия, анализа, о знании букв.


Часто дети начинают читать либо стихийно, самостоятельно, по подражанию, либо под руководством ближайшего взрослого окружения, а иногда и по настоянию родителей.
Оценивать это умение как полноценный навык чтения аналитико-синтетическим способом было бы неверно. Чаще это контекстное воспроизведение знакомых слов как буквосочетаний по памяти, чтение, как способ познания, утрачивает свою роль. Зачастую дети не понимают смысла прочитанного в случае чтения небольшого связного текста.
Естественно умение читать становится для ребёнка достижением, позитивно одобряемым взрослыми. Родители подчеркивают значимость, с гордостью демонстрируют навык чтения своего ребенка. Более того, от него ждут дальнейших успехов достаточно высокого уровня.
С началом школьного обучения ситуация начинает меняться. Методика и программа, определяющие содержание урока, предполагают формирование аналитико-синтетического навыка чтения. Поэтому, с одной стороны, у «читающего» первоклассника может происходить переформирование уже имеющегося навыка чтения, могут возникнуть сложности в звукобуквенном анализе слова. А с другой стороны, ребенок справедливо полагает, что он уже умеет читать, и поэтому не понимает, почему он должен учиться читать снова, по слогам. И как следствие, первоклассник дезориентирован в происходящем, возникают эмоциональные проблемы, снижается интерес к обучению, возникает нервное напряжение.
И тогда педагог ведёт корректную педагогическую работу, индивидуальный подход к ребенку, оптимизирует детско-родительские отношения. А так же происходит определение и конкретизация единых требований к уровню и составляющим подготовленности ребенка к школе и приведение в соответствие с ними процесса подготовки ребенка к школе, как в системе дошкольного воспитания, так и среди детей, не посещавших детский сад.
Если ребёнок читает правильно, с удовольствием, понимает прочитанное и может пересказать – это очень хорошо! Но при этом важно, чтобы ребенок:

  • отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
  • мог сказать, чем отличаются гласные звуки от согласных;
  • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
  • подбирал слова на заданную букву;
  • делил слово на слоги;
  • знал буквы.