Программа гигиенического просвещения

Цель: охрана и укрепление здоровья  учащихся.

Задачи:
  • формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром;
  • улучшение физической и умственной работоспособности школьников;
  •  повышение сопротивляемости организма   учащихся;
  • формирование потребности   здорового образа жизни у  учащихся;
  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • выработка у  учащихся осознанного отношения к своему здоровью;
  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Содержание и формы работы

1. Гигиена тела:

  • Правила мытья рук.
  • Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями.
  • Индивидуальные и возрастные особенности кожи.
  • Уход за кожей лица и рук.
  • Правила выбора гигиенических средств ухода за телом.
  • Типы волос, уход за волосами.
  • Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены.
  • Правила личной гигиены подростков.
  • Пользование предметами личной гигиены.
  • Гигиена девочки.
  • Гигиена мальчика.
  • Выбор гигиенических средств для ухода за телом.
  • Правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи.

2. Чистота, эстетика, здоровье.

  • Гигиена полости рта.
  • Как надо чистить зубы.
  • Наши зубы и вредные привычки.
  • Факторы риска развития стоматоло-гических заболеваний. Уход за зубами.
  • Средства гигиены полости рта.
  • Выбор зубной щетки и пасты.
  • Питание и здоровье зубов.
  • Заболевания зубов, десен, меры их профилактики.
  • Профилактические осмотры у стоматолога.

3. Гигиена труда и отдыха.

  • Твой режим дня.
  • Активный и пассивный отдых.
  • Сон как наиболее эффективный отдых.
  • Биологические ритмы организма.
  • Режимы учебы, отдыха, сна.
  • Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.
  • Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.
  • Оптимальные условия труда.
  • Планирование труда и отдыха в условиях подготовки к экзаменам.
  • Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам.

4. Профилактика инфекционных заболеваний.

  • «Хорошие» и «плохие» микробы.
  • Инфекционные заболевания (грипп, ОРЗ, ОРВИ и др.) и способы защиты от болезни.
  • Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники и возбудители. Пути передачи.
  • Механизмы защиты организма.
  • Эпидемии, пандемии.
  • Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.
  • Инфекции, передаваемые половым путем.
  • Туберкулез, его предупреждение.
  • СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по зарождению инфекционными заболеваниями.
  • Профилактика инфекционных заболеваний в различных жизненных ситуациях.
  • Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.

5. Индивидуальные консультации для  учащихся и родителей.

6. Организация выставок литературы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.

7. Беседы, классные часы, игровые программы.

8. Выпуск  уголков здоровья, экранов чистоты, тематических газет, санитарных бюллетеней.

КАКИЕ ПРИВИВКИ  ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНИКУ

В школьные годы прививок нужно сделать гораздо меньше, чем в первые два года жизни. Однако они не менее важны, поскольку социальная активность школьника намного выше, чем у грудного ребенка. Дети ходят не только в школу, но и в разные кружки и секции, ездят на общественном транспорте, и риск заражения намного возрастает.

Первый класс

В 6 лет проводится ревакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита (свинки).
В 6-7 лет прививают от дифтерии и столбняка (вторая ревакцинация) вакциной АДСМ. Эта вакцина аналогична вакцине АКДС, но из нее исключен коклюшный компонент.
В 7 лет делают ревакцинацию против туберкулеза вакциной БЦЖ. Предварительно (за три дня до прививки) проводят пробу Манту, чтобы убедиться, что ребенок не инфицирован микобактериями туберкулеза.

После 14 лет

Ревакцинируют третий раз от дифтерии и столбняка. Далее эта прививка будет проводиться каждые 10 лет. Также делается третья ревакцинация против полиомиелита живой вакциной. И после пробы Манту туберкулинотрицательным детям проводится ревакцинация против туберкулеза.
Девочкам после 14 лет нужно обязательно сделать прививку от краснухи, если они ей не болели ранее.
А также проводится вакцинация против гепатита В тем, кому она не была проведена ранее.
В 15-17 лет проводится иммунизация против кори, если прививка не была сделана раньше или о ней не сохранились данные.

О гриппе

Вакцинация против гриппа проводится каждый год по желанию родителей учеников. Обычно она делается осенью, когда возрастает число заболевших. Она не входит в календарь прививок, и делать ее необязательно. Но стоит отметить, что вакцина против гриппа снижает риск заражения и предотвращает развитие постинфекционных осложнений.

Ежегодно в учебных заведениях проводится проба Манту, чтобы вовремя выявлять инфицированных туберкулезом детей.

ПРОГРАММА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ  И РОДИТЕЛЕЙ

Цель: охрана и укрепление здоровья  учащихся.
Задачи:
  • формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром;
  • улучшение физической и умственной работоспособности школьников;
  •  повышение сопротивляемости организма   учащихся;
  • формирование потребности   здорового образа жизни у  учащихся;
  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • выработка у  учащихся осознанного отношения к своему здоровью;
  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Содержание и формы работы

1. Гигиена тела:

  • Правила мытья рук.
  • Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями.
  • Индивидуальные и возрастные особенности кожи.
  • Уход за кожей лица и рук.
  • Правила выбора гигиенических средств ухода за телом.
  • Типы волос, уход за волосами.
  • Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены.
  • Правила личной гигиены подростков.
  • Пользование предметами личной гигиены.
  • Гигиена девочки.
  • Гигиена мальчика.
  • Выбор гигиенических средств для ухода за телом.
  • Правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи.

2. Чистота, эстетика, здоровье.

  • Гигиена полости рта.
  • Как надо чистить зубы.
  • Наши зубы и вредные привычки.
  • Факторы риска развития стоматоло-гических заболеваний. Уход за зубами.
  • Средства гигиены полости рта.
  • Выбор зубной щетки и пасты.
  • Питание и здоровье зубов.
  • Заболевания зубов, десен, меры их профилактики.
  • Профилактические осмотры у стоматолога.

3. Гигиена труда и отдыха.

  • Твой режим дня.
  • Активный и пассивный отдых.
  • Сон как наиболее эффективный отдых.
  • Биологические ритмы организма.
  • Режимы учебы, отдыха, сна.
  • Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.
  • Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.
  • Оптимальные условия труда.
  • Планирование труда и отдыха в условиях подготовки к экзаменам.
  • Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам.

      4. Профилактика инфекционных заболеваний.

      • «Хорошие» и «плохие» микробы.
      • Инфекционные заболевания (грипп, ОРЗ, ОРВИ и др.) и способы защиты от болезни.
      • Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники и возбудители. Пути передачи.
      • Механизмы защиты организма.
      • Эпидемии, пандемии.
      • Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.
      • Инфекции, передаваемые половым путем.
      • Туберкулез, его предупреждение.
      • СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по зарождению инфекционными заболеваниями.
      • Профилактика инфекционных заболеваний в различных жизненных ситуациях.
      • Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.

      5. Индивидуальные консультации для  учащихся и родителей.

      6. Организация выставок литературы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.

      7. Беседы, классные часы, игровые программы.

      8. Выпуск  уголков здоровья, экранов чистоты, тематических газет, санитарных бюллетеней.