Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ № 1 ЗАТО Озерной Тверской области» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Сведения об организации обучения учащихся с ОВЗ в 2020–2021 учебном году:
- Всего учащихся с ОВЗ – 70 человек
- Количество детей-инвалидов – 18
- Обучаются по общеобразовательной программе в образовательной организации – 11
- Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной организации – 28 человек
- Обучаются по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью в образовательной организации – 22 человек
- Обучаются по адаптированной программе для детей с тяжелой умственной отсталостью (СИПР) – 7 человек
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № ВК–1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2017 годы.
Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2020 гг.
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК–452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
Письмо Минобрнауки России от 13 января 2016 г. № ВК–15/07 «О направлении методических рекомендаций».
Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК–163/07 «О направлении методических рекомендаций».
Письмо Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07–719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ».
Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».